Где найти в себе те самые силы, для того, чтобы избегать кризисов, «эмоциональных качелей», срывов, чтобы организовать себя и ребенка?
Сегодня речь пойдет о ролевых установках и поведении, обусловленном такими установками.
В психологии есть теория о том, что за период взросления человек приобретает последовательно установки ролевого поведения.
Сначала это собственно роль ребенка — с одной стороны открытого, непосредственного, с другой — беззащитного и ранимого. Позднее, под влиянием воспитания, человек усваивает роль Родителя. Эта роль зависит от образцов, которые он видит в своей семье: Родитель критикующий, оценивающий или Родитель принимающий, защищающий. В последнюю очередь, в норме к юношескому возрасту, человек приобретает роль Взрослого.
Все эти роли присутствуют в психике человека, и в зависимости от ситуации, влияют на его поведение и подход к решению проблем, возникающих в его жизни.
Приведем пример форс-мажорной ситуации: вы недавно сделали ремонт, но вдруг с потолка начинает капать вода, похоже, у соседей сверху — потоп!
— Какой ужас! Что же делать?! (Вы начинаете плакать, вам жалко вложенных средств и сил, впадаете в отчаяние, звоните мужу/маме/подруге).
— Что за безобразие! (Вы колотите в дверь соседей сверху, угрожая засудить их, если они «сейчас же не перестанут!»)
— Разберемся. (Вы звоните в Аварийку, с просьбой срочно перекрыть воду, звоните соседям, чтобы проверить, все ли они сделали, чтобы уменьшить убытки, чуть позже вызываете специалистов для оценки ущерба, составляете акт и договариваетесь с соседями о компенсации в досудебном порядке).
Понятно, что в первом случае — человек действует из роли «Ребенка», он не может организовать себя, помочь себе без участия других. Во втором случае — ролевая установка «Родитель». Он критикует, пугает, может даже наказать. Обычно, такое поведение приводит к конфликту, но проблему не решает. Третья позиция — роль Взрослого. Он предвидит последствия, умеет планировать и принимать решения для выхода из сложившейся ситуации.
Думаем, очевидно, что в сложных ситуациях, побеждает тот, кто действует из роли «Взрослого».
И вот такой парадокс: не каждый взрослый ведет себя как «Взрослый». Однако, хорошая новость в том, что каждый взрослый может менять свою ролевую позицию.
Сейчас, в условиях стресса, очень важно действовать по-взрослому.
- Отследите свою первую реакцию — из какой роли вы реагируете? Осознанность — половина успеха.
- Представьте себе, как действовал бы Взрослый, каков был бы план его действий?
- Действуйте как «Взрослый» — планируйте и принимайте решения. Проявить эмоции, позлиться или поплакать еще успеете…от счастья!