Как поддержать выпускника в условиях неопределенности

К сожалению, семьи, где есть выпускники, сейчас переживают непростые времена. Тревога, связанная с полной неопределенностью, неуверенностью в будущем,  в самый волнительный для школьников год, сейчас захватила многих.

Как поддержать ребенка в этот непростой период? Как помочь ему не «перегореть», ведь сроки экзаменов все переносятся и переносятся? Продолжать интенсивно учиться или отдыхать? Как пережить затянувшийся стресс и «трудные» чувства?

Действительно, сложность переживаемого сейчас периода в том, что информации много, но она крайне противоречива. Ориентироваться на информацию сейчас почти невозможно. Но у каждого человека есть то, на что он может опираться. Это опыт и чувства, о которых в более стабильные времена часто забывают.

Поэтому первое, что надо сделать — это признать, что чувства и опыт сейчас являются опорами.

Чувственный мир очень важен, потому что помогает понять «неблагополучие» человека. Отмахиваться от злости, грусти и страха не стоит, они не исчезнут. Подобно тому, как не исчезнет зубная боль, если о ней не думать. К так называемым «трудным» чувствам стоит присмотреться — все они имеют первопричину. Если честно и точно  определить объект страха/гнева/обид, то сила переживаний снизится. А это важно, потому что необходимо сохранять устойчивое эмоциональное состояние как можно дольше.

Второй шаг поддержки — это опыт. В жизни каждого человека случались периоды неопределенности, ожидания, разочарования и возрождения к новой жизни после потерь. А это значит, что и в этот раз все закончится благополучно. В доверительных  беседах с ребенком можно поделиться историями из жизни родителей, ближнего окружения. Конечно, полезно обращаться  и к историям жизни известных людей, биографическим фильмам.

После того как достигнута эмоциональная устойчивость, можно искать опору в настоящем. Это  —  Цель. Для выпускника, готовившегося несколько лет к поступлению в вуз, важно удерживать внимание на своей Цели. После окончания учебного года  появится чуть больше времени, можно будет  уточнить свою Цель, сделать ее более наполненной, осмысленной и перспективной. Не «поступить в СПбГУ или ПСПбМУ», а стать врачом — неврологом,  архитектором-мостостроителем, инженером в определенной области. Как и с чувственным миром, Цели требуют честности. Ведь обидно будет поступить после стольких тревог «не в тот вуз» и, промучившись год-два, разочаровавшись, бросить учебу. Кроме того, перспективная цель позволит рассмотреть варианты образовательных маршрутов, что, конечно, снизит излишнее напряжение — к вершине есть разные дороги.

А как же быть с ЕГЭ? Как не «перегореть», готовясь? Здесь очень важен олимпийский подход. Пока есть время в связи с переносом экзаменов, стоит тренироваться ежедневно, но не до изнеможения. Это «поддержит форму», но не даст срывов и «забывания». Конечно, важен режим, правильное питание, переключение. Перед экзаменами стоит чуть-чуть усилить подготовку, но не радикально — важно сохранить силы  и на сам ЕГЭ.

Остается добавить, что поддержать выпускника может тот родитель, который сам достаточно устойчив, спокоен, оптимистичен.

Если вы сами нуждаетесь в поддержке, переполнены чувствами и тревогой, не знаете, как и о чем говорить с ребенком, как его заставить заниматься или соблюдать режим, не стесняйтесь обратиться за профессиональной психологической консультацией.

Сделать это можно: через классных руководителей, форму обратной связи психолого- педагогической службы на сайте лицея  или электронную школу. Педагог-психолог старшей школы Резник Светлана Владимировна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *