- Малообеспеченными, многодетными семьями.
- Семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- С учащимися, состоящими на учете в ОДН, КДН, внутри школы, в «группе риска».
- С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
- С детьми — инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.
Ведется также активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
- у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- вам положены социальные льготы
- если вашего ребенка кто — либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- при оформлении опеки;
- если ваш ребенок уже совершил правонарушение, то ему тоже необходима защита и контроль социального педагога.
«Если Ваш ребенок совершил административное правонарушение»
- Обратитесь к ребенку по факту задержания в форме «я – высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из КДН, что ты был задержан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
- Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
- Укажите на возможные последствия такого поведения, как Вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»).
- Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По–моему…»; «На мой взгляд…»).
- Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить Ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет, — работайте с ним!
- Выставите требования домашней конституции («Я собираюсь предпринять (указать) меры»).
- Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, Вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
- Напомните, что Вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»).
- Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией. Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по – другому »).
- Выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для Вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
- Не стоит: ругать, обвинять, задавать вопросы «почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать.
- Приучайте ребенка к систематическому и самостоятельному труду в ведении домашнего хозяйства.
- Определите для ребенка постоянную трудовую обязанность в ведении семейного хозяйства.
- Давайте детям посильные задания.
- Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте возрастные и психологические особенности ребенка.
- Вырабатывайте у него ответственность за выполненную работу.
- Будьте внимательными к выполнению ребенком поручения, постоянно разъясняйте, показывайте ему, как правильно выполнить работу. Не забывайте, что, прежде всего, нужно научить ребенка делать что-либо аккуратно и ответственно, а затем только требовать выполнения.
- Учите ребенка уважительно относиться к труду взрослых.
- Вызывайте у ребенка чувство удовлетворения за выполняемую работу.
- Не наказывайте детей трудом.
- Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.
- Чаще рассказывайте детям о своих трудовых успехах.
В век компьютерных технологий кроме игровой зависимости, нашим детям грозят и другие проблемы. Например, связанные с безопасностью поведения в сети Интернет. Большинство родителей абсолютно не знают, чем занимаются их дети в сети и с кем они контактируют. Между тем, согласно исследованиям, проведенным в Украине, 27 % детей в возрасте от 6 до 17 лет подтвердили, что с ними контактировали незнакомцы в Интернете. Но самое неприятное — это то, что треть из них охотно пошли на контакт (выслали фотографию, информацию о семье). Настораживает тот факт, что только 57 % наших родителей интересуются, какие сайты посещают их дети. Данные зарубежных исследователей, еще более пугающие: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 16 лет, активно пользующихся Интернетом, наталкивались на порнографию онлайн. И около 50 % из них хотя бы однажды подвергались сексуальному домогательству. К сожалению, на просторах Интернета ребенок не только общается со сверстниками или находит полезную информацию. Здесь его также могут оскорблять или запугивать. А еще появился такой вид мошенничества, как фишинг, направленный на хищение личных данных (например, сведений о банковском счете, номере кредитной карточки или паролей). И ребенок для преступников — главный объект. Поэтому, инструкция для родителей будет полезна, дабы попытаться максимально обезопасить своих детей от опасностей, связанных с Интернетом.
- Разместите компьютер в общей комнате— таким образом, обсуждение Интернета станет повседневной привычкой, и ребенок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.
- Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребенка в Сети— это важно для профилактики компьютерной зависимости.
- Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.
- Создайте «Семейные Интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-безопасности для детей.
- Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования Сети, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.
Прочитайте сами и ознакомьте своего ребенка с правилами, которые он должен соблюдать, пользуясь Интернетом.
- Никогда не давай информацию о себе, которая может указать, что ты— ребенок.
- Вместо фотографии пользуйся рисованным аватаром.
- Настрой доступ к твоим фотографиям только для самых близких людей.
- Не переходи по подозрительным ссылкам.
- Поддерживай дружбу только с теми, кого знаешь.
- Если во время общения в чате или переписке онлайн, какой-то незнакомец тебе угрожает, задает неприятные вопросы или уговаривает на встречу в реальной жизни, то план действий такой: ничего не отвечай и немедленно сообщи об этом родителям!
Следование этим нехитрым советам и правилам, позволит избежать неприятных последствий для ребенка в случае его увлечения всемирной сетью Интернет и обезопасит его психическое и возможно даже физическое здоровье от того негатива, который, к сожалению, еще часто можно встретить на просторах глобальной паутины.
- Важно чаще посещать школу, узнавать об успехах и поведении своих детей, советоваться с классными руководителями об их воспитании.
- Аккуратно посещать родительские собрания, исправно участвовать в обсуждаемых вопросах.
- Регулярно просматривать дневник с записями заданий к следующему уроку и следить за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.
- Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержание тетрадей и учебников.
- Не наказывайте детей за учебу. Оказывайте им регулярную помощь, чтобы дети ходили в школу со спокойным, ровным настроением.
- Внушать ребенку мысль о том, что их учеба в школе – это долг перед нашей Родиной, в которой открыты все возможности для их будущего.
- Запомнить – хулиганами, «трудными» детьми не рождаются, ими становятся, идя от проступка к проступку, от проступка к преступлению.
- Знать, с кем дружит и проводит свободное время ваш ребенок, кто его товарищи, как они ведут себя на улице и в общественных местах.
- Быть для детей примером во всем и, следовательно, следить за своим поведением, быть всегда на высоте: не лгать, выполнять свои обещания.
- Не ссориться, не быть грубым в присутствии детей, требовать от них вежливого отношения к старшим и товарищам
- Не критиковать учителей в присутствии детей, прививать им уважение школе и учителям.
- Участвовать во всех классных и общешкольных массовых мероприятиях.
- Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и деньгам. Контролировать трату денег.
- Выделить родительский час, в который помогать в подготовке уроков своим детям, устраивать совместные чтения книг, журналов и газет, просмотр телепередач и слушание радиопередач. Использовать рационально выходной день для воспитания детей.
- Приучать детей бережно относиться к вещам в школе и дома.
- Вам положены социальные льготы (Ваша семья- малообеспеченная, многодетная или с потерей кормильца; Вы воспитываете сироту или являетесь опекуном);
- В решении судебных вопросов по защите прав ребенка;
- У Вас есть трудности в общении с ребенком или проблемы в семье;
- У Вашего ребенка есть трудности в обучении или общении;
- Вашего ребенка поставили на учет в Полицию;
Рекомендации педагогам:
Как работать с «трудными» детьми на уроке?
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Трудность характера, асоциальность поступков, агрессивное поведение закладывается в большинстве случаев семейными особенностями воспитания. Школа не может кардинальным образом изменить ситуацию, но наша задача не усугублять положение и не провоцировать агрессивное поведение учеников. Это возможно только в том случае, если мы будем учитывать реальные возможности и особенности подростка. Поэтому, обучая таких детей, надо помнить, что обычно они имеют бедность ценностных ориентацией, банальность желаний, отсутствие стойких увлечений, духовных запросов и невысокие интеллектуальные возможности.
При этом у таких ребят существуют свои ярко выраженные потребности:
- Стремление к приключениям.
- Желание, чтобы их видели и признавали как авторитет.
- Испытывать границу дозволенного.
И как бы нам не хотелось, всё это будет проявляться, давать о себе знать, особенно во время урока. Бороться с данными потребностями бесполезно, поэтому необходимо ориентироваться на них, а также использовать в учебных целях!
Удовлетворить потребность к приключениям на уроке можно следующим образом.
Необходимо создавать ситуации учебного риска, т.е. необычные и неожиданные для учеников формы и приемы. Это должен быть не риск получить «2», а интеллектуальный риск, умственное напряжение. Например, выбор правильного ответа из нескольких вариантов с аргументацией, выбор правильного ответа из нескольких правильных ответов (интеллектуальная провокация), самостоятельное придумывание заданий для одноклассников и последующая их проверка.
Потребность в признании и авторитете удовлетворяется созданием проблемных ситуаций, ответственность за выход из которых лежала бы на самих учениках.
Испытывать границу дозволенного просто не будет времени, если держать высокий темп урока. Связывать сообщаемую информацию с интересами современных подростков и ориентировать их на будущую профессию.
Родители или педагоги не отвечают на познавательные вопросы детей. В данном случае необходимо научить детей искать самим эти ответы. И обязательно использовать мотивирующее введение в урок (помогать через любую информацию познавать себя, свои возможности и способности).
- Самостоятельные проектные работы (исследования, опыты и т.п.).
- Выступление со своими творческими работами в параллельных классах.
- Проработка учеником с помощью педагога темы и объяснения её в классе.
А также любые другие способы, которые будут необычны и новы для учеников. Так как новое порождает заинтересованность, а старое и привычное – скуку!
- Вам положены социальные льготы (Ваша семья- малообеспеченная, многодетная или с потерей кормильца; Вы воспитываете сироту или являетесь опекуном);
- В решении судебных вопросов по защите прав ребенка;
- У Вас есть трудности в общении с ребенком или проблемы в семье;
- У Вашего ребенка есть трудности в обучении или общении;
- Вашего ребенка поставили на учет в Полицию;
Рекомендации педагогам:
Как работать с «трудными» детьми на уроке?
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Трудность характера, асоциальность поступков, агрессивное поведение закладывается в большинстве случаев семейными особенностями воспитания. Школа не может кардинальным образом изменить ситуацию, но наша задача не усугублять положение и не провоцировать агрессивное поведение учеников. Это возможно только в том случае, если мы будем учитывать реальные возможности и особенности подростка. Поэтому, обучая таких детей, надо помнить, что обычно они имеют бедность ценностных ориентацией, банальность желаний, отсутствие стойких увлечений, духовных запросов и невысокие интеллектуальные возможности.
При этом у таких ребят существуют свои ярко выраженные потребности:
- Стремление к приключениям.
- Желание, чтобы их видели и признавали как авторитет.
- Испытывать границу дозволенного.
И как бы нам не хотелось, всё это будет проявляться, давать о себе знать, особенно во время урока. Бороться с данными потребностями бесполезно, поэтому необходимо ориентироваться на них, а также использовать в учебных целях!
Удовлетворить потребность к приключениям на уроке можно следующим образом.
Необходимо создавать ситуации учебного риска, т.е. необычные и неожиданные для учеников формы и приемы. Это должен быть не риск получить «2», а интеллектуальный риск, умственное напряжение. Например, выбор правильного ответа из нескольких вариантов с аргументацией, выбор правильного ответа из нескольких правильных ответов (интеллектуальная провокация), самостоятельное придумывание заданий для одноклассников и последующая их проверка.
Потребность в признании и авторитете удовлетворяется созданием проблемных ситуаций, ответственность за выход из которых лежала бы на самих учениках.
Испытывать границу дозволенного просто не будет времени, если держать высокий темп урока. Связывать сообщаемую информацию с интересами современных подростков и ориентировать их на будущую профессию.
Памятка по безопасности
«ОДИН ДОМА»
- Не отвечайте незнакомым людям по телефону.
- Без родителей никому (даже знакомым) не открывайте входную дверь.
- Ни с кем не вступайте в разговоры через дверь.
- Проверьте, надежно ли закрыта дверь.
- В опасной ситуации воспользуйтесь телефоном милиции 02, скорой помощи 03, пожарной охраны 01, службы газа 04.
Если нет телефона:
- постучите соседям металлическим предметом по батарее или в стену;
- выйдите на балкон и зовите на помощь;
- Чтобы телефон не стал «отмычкой» в руках у преступников и ваша квартира была в полной безопасности, необходимо соблюдать следующие правила:
- Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь легко ошибиться;
- Никогда и никому не говори, что ты дома один;
- Если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже, назвав время прихода родителей;
- Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя;
- Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи обязательно родителям.
Правила толерантного поведения в школе:
- Взаимное уважение.
- Полное понимание и терпимость друг к другу.
- Соблюдение «золотого правила нравственности»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Воспитывай в себе интеллигентность.
- Умей слушать учителя.
- Соблюдай порядок в кабинетах, где проходят занятия, уважая тем самым труд своих товарищей и сотрудников школы.
- В столовой уступай место малышам.
- Не забывай говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, помня, что школа – для ученика, ученик в ней – хозяин, а хозяин должен быть приветливым.
- Юноши должны вести себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.
- Не допуская нецензурной лексики.
Правила толерантного общения:
- Будь всегда внимательным.
- Будь терпимым в споре, умей аргументировать свое мнение.
- Будь гуманным и милосердным.
- Не оскорбляй собеседника.
Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).
Кто такой ребёнок?
Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).
Кто защищает права ребенка?
- Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (примечание редакционной комиссии).
- Родители ребенка, лица, их заменяющие.
- Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.
- Общественные организации.
Когда у ребенка появляются права?
Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:
с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;
при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).
В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и выполнения некоторых обязанностей.
Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:
с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);
на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);
на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);
на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учитывается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Семейный кодекс РФ);
на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);
на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);
на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);
на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);
на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).
Какие права имеет ребёнок в семье?
Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:
на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);
жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);
на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Семейный кодекс РФ, ст. 55);
на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).
Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — ежемесячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.
Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:
ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);
дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;
жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;
помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;
при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.
Какими имущественными правами обладает ребенок?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:
право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);
право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).
При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, ст. 26).
За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).
Какие обязанности несёт ребёнок?
Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:
каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);
несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);
в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);
в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);
после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);
контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).
Какую ответственность несёт несовершеннолетний?
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных правонарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хулиганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хищения, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобщественные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).