Рекомендации психолога

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:
  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.
  6. Знание психологических особенностей детей 7-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 7 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
  • Развивать целеустремленность ученика;
  • Увеличивать эмоциональную привлекательность урока;
  • Включать в работу нестандартные формы подачи материала;
  • Использовать в работе межпредметные связи — систему отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, изученных учеником и еще не изученных для формирования понимания ценности изучаемого и связи изученного с вновь изучаемым;
  • Использовать в работе игровые формы занятий, как опоры для выстраивания новой ведущей деятельности – учебной, на основе уже сформированной – игровой;
  • Совместная профессиональная деятельность по коррекции низкого уровня учебной мотивации педагога с психологом;
  • Оценивайте качество достижений ученика, а не его личность;
  • Вместе с учениками в начале занятия определять задачи и ближайшие цели;
  • Создавать эмоционально насыщенное учебное пространство для комфортного обучения;
  • Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников;
  • Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений;
  • Методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий характер;
  • Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и, по каким показателям будет оцениваться их деятельность;
  • Система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности;
  • Учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников;
  • Методы поощрения должны превалировать над методами наказания.

При оценивании продуктов учебной деятельности школьников необходимо отказаться от их сравнения с таковыми у других детей.

Нужно обращать внимание на положительные и отрицательные стороны в деятельности учащегося, подчёркивая, что «временные неудачи» с помощью усиленной работы всегда приводят к совершенствованию её результатов.

Учебный процесс следует совмещать с другими видами деятельности: экскурсии, культурные мероприятия. Совмещение разных видов деятельности может способствовать снижению общего уровня тревоги, а также повышению самооценки школьников.

Не следует чрезмерно подчёркивать неудачи ребенка на занятиях. Гармоничное соотношение положительных и отрицательных качеств в индивидуальной оценке школьника снижает и предотвращает уровень тревоги и стресса.

Похвала как один из стимуляторов учебного процесса должна применяться только в процессе занятости школьника. Не следует её использовать в случаях пассивной учебной деятельности в классе.

  • Необходимо постоянно замечать успехи ребенка.
  • Следует помнить, что употребление слов, унижающих личность ребёнка, может способствовать развитию у него заниженной самооценки.
  • Если, по мнению родителей, ребёнок совершил неблагоразумное действие, то лучшим способом реагирования в этом случае будет просьба взрослых объяснить причины такого действия.
  • Большое значение оказывает сокращение частоты употребления замечаний.
  • Создайте психологический комфорт в семье, способствующий выработке чувства доверия, защищённости, опоры. В дальнейшем спокойный психологический фон в семье приводит к смягчению напряжения у школьника.
  • Кроме того, постоянное положительное взаимодействие родителей с детьми способно предотвратить появление психоневротических состояний у здоровых детей.
  • Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Пусть он поделится с Вами чувствами и переживаниями, расскажет, как прошел день, что нового произошло, что нового узнал. И дайте обратную оценку, покажите свои чувства и отношение.
  • Свободное время проводите с детьми. Необходим контакт со сверстниками. Живое общение – источник хорошего настроения.
  • Составьте вместе с ребенком режим дня и следуйте ему каждый день. Это поможет распределять время, быть собранным и организованным.
  • После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, необходим небольшой отдых. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  • Не стремитесь сделать все уроки за раз, сделайте небольшие «переменки». Лучше, если они будут подвижными.
  1. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  2. Ребенок успешно усваивает школьную программу.
  3. Наблюдается достаточная степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. (К сожалению, иногда родители слишком усердно «помогают» ребенку, что порой вызывает противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их самостоятельно. Родителям целесообразно обозначить границы помощи и постепенно их уменьшать).
  4. Ребенок успешно выстраивает взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
  5. Отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка.
  • Собираясь в школу, поднимите ребенка пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться. На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную игрушку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
  • Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним после уроков. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.
  • Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.
  • После того как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.
  • В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Необходимо организовать ребенку четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку!
  • Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к хронической усталости.
  • Ребенку интересно учиться, он с удовольствием выполняет задания.
  • Он способен сконцентрироваться — ничто не может сбить, отвлечь от деятельности.
  • Ребенок может длительно заниматься одним и тем же делом, выполнять какие-либо задания.
  • Позитивные взаимоотношения между детьми в классе, учителем, родителями.
  • Стабильный режим дня, хорошая рабочая обстановка (рабочее место ребенка и т.д.), оформление учебного пространства, привлекательность его для детей.
  • Вера родителей в возможности своего ребенка и помощь, поддержка в учебе.

Безусловно, на степень включенности ребенка, его интереса к учебе влияет эмоциональное благополучие. Состояние эмоционального благополучия ребенка включает:

  • Открытость, восприимчивость к окружающему миру, оптимистичность.
  • Желание все исследовать.
  • Способность быстро адаптироваться в новых условиях.
  • Хорошие отношения с окружающими.

Если Вы чувствуете, что ребенок потерял интерес к учебе, не хочет идти в школу, Вас беспокоит его эмоциональное состояние, Вы можете обратиться за помощью к классному руководителю и специалистам службы психолого-педагогического и социального сопровождения лицея!