- Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.:
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
- Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
- Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
- Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
- Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
- Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально — психологического климата.
- Знание психологических особенностей детей 7-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) — залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
- Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
- Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
- Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
- Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 7 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
- Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
- Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
- Развивать целеустремленность ученика;
- Увеличивать эмоциональную привлекательность урока;
- Включать в работу нестандартные формы подачи материала;
- Использовать в работе межпредметные связи — систему отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, изученных учеником и еще не изученных для формирования понимания ценности изучаемого и связи изученного с вновь изучаемым;
- Использовать в работе игровые формы занятий, как опоры для выстраивания новой ведущей деятельности – учебной, на основе уже сформированной – игровой;
- Совместная профессиональная деятельность по коррекции низкого уровня учебной мотивации педагога с психологом;
- Оценивайте качество достижений ученика, а не его личность;
- Вместе с учениками в начале занятия определять задачи и ближайшие цели;
- Создавать эмоционально насыщенное учебное пространство для комфортного обучения;
- Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников;
- Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений;
- Методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий характер;
- Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и, по каким показателям будет оцениваться их деятельность;
- Система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности;
- Учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников;
- Методы поощрения должны превалировать над методами наказания.
При оценивании продуктов учебной деятельности школьников необходимо отказаться от их сравнения с таковыми у других детей.
Нужно обращать внимание на положительные и отрицательные стороны в деятельности учащегося, подчёркивая, что «временные неудачи» с помощью усиленной работы всегда приводят к совершенствованию её результатов.
Учебный процесс следует совмещать с другими видами деятельности: экскурсии, культурные мероприятия. Совмещение разных видов деятельности может способствовать снижению общего уровня тревоги, а также повышению самооценки школьников.
Не следует чрезмерно подчёркивать неудачи ребенка на занятиях. Гармоничное соотношение положительных и отрицательных качеств в индивидуальной оценке школьника снижает и предотвращает уровень тревоги и стресса.
Похвала как один из стимуляторов учебного процесса должна применяться только в процессе занятости школьника. Не следует её использовать в случаях пассивной учебной деятельности в классе.
- Необходимо постоянно замечать успехи ребенка.
- Следует помнить, что употребление слов, унижающих личность ребёнка, может способствовать развитию у него заниженной самооценки.
- Если, по мнению родителей, ребёнок совершил неблагоразумное действие, то лучшим способом реагирования в этом случае будет просьба взрослых объяснить причины такого действия.
- Большое значение оказывает сокращение частоты употребления замечаний.
- Создайте психологический комфорт в семье, способствующий выработке чувства доверия, защищённости, опоры. В дальнейшем спокойный психологический фон в семье приводит к смягчению напряжения у школьника.
- Кроме того, постоянное положительное взаимодействие родителей с детьми способно предотвратить появление психоневротических состояний у здоровых детей.
- Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Пусть он поделится с Вами чувствами и переживаниями, расскажет, как прошел день, что нового произошло, что нового узнал. И дайте обратную оценку, покажите свои чувства и отношение.
- Свободное время проводите с детьми. Необходим контакт со сверстниками. Живое общение – источник хорошего настроения.
- Составьте вместе с ребенком режим дня и следуйте ему каждый день. Это поможет распределять время, быть собранным и организованным.
- После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, необходим небольшой отдых. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- Не стремитесь сделать все уроки за раз, сделайте небольшие «переменки». Лучше, если они будут подвижными.
- Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Ребенок успешно усваивает школьную программу.
- Наблюдается достаточная степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. (К сожалению, иногда родители слишком усердно «помогают» ребенку, что порой вызывает противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их самостоятельно. Родителям целесообразно обозначить границы помощи и постепенно их уменьшать).
- Ребенок успешно выстраивает взаимоотношения с одноклассниками и учителем.
- Отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка.
- Собираясь в школу, поднимите ребенка пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться. На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную игрушку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
- Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним после уроков. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.
- Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.
- После того как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Необходимо организовать ребенку четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку!
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к хронической усталости.
- Ребенку интересно учиться, он с удовольствием выполняет задания.
- Он способен сконцентрироваться — ничто не может сбить, отвлечь от деятельности.
- Ребенок может длительно заниматься одним и тем же делом, выполнять какие-либо задания.
- Позитивные взаимоотношения между детьми в классе, учителем, родителями.
- Стабильный режим дня, хорошая рабочая обстановка (рабочее место ребенка и т.д.), оформление учебного пространства, привлекательность его для детей.
- Вера родителей в возможности своего ребенка и помощь, поддержка в учебе.
Безусловно, на степень включенности ребенка, его интереса к учебе влияет эмоциональное благополучие. Состояние эмоционального благополучия ребенка включает:
- Открытость, восприимчивость к окружающему миру, оптимистичность.
- Желание все исследовать.
- Способность быстро адаптироваться в новых условиях.
- Хорошие отношения с окружающими.
Если Вы чувствуете, что ребенок потерял интерес к учебе, не хочет идти в школу, Вас беспокоит его эмоциональное состояние, Вы можете обратиться за помощью к классному руководителю и специалистам службы психолого-педагогического и социального сопровождения лицея!